Отраслевые статьи

 

Новая крыша для Карлсона

Комплексный подход к застройке одного из районов Стокгольма позволил наполовину сократить душевое энергопотребление. Шведы считают, что создание подобных экологических поселений способно предотвратить глобальное потепление

В этом районе Стокгольма нет высотных домов
В этом районе Стокгольма нет высотных домов

«Благодарим за сотрудничество». Объявление с такой надписью красуется на стене туалетной комнаты в Информационном экологическом центре, расположенном в стокгольмском районе Хаммарбю Шьёстад. В этой шутке – большая доля правды: канализационные воды будут не только очищены, но и переработаны в биогаз, который поступит в газовые трубы жителям района, а также станет топливом для автобусов. В Хаммарбю Шьёстад расположена ультрасовременная станция очистки сточных вод, обеспечивающая экологическим топливом целый парк – 130 автобусов. Шведские автобусы и раньше работали на экологическом топливе – этаноле, а теперь общественный транспорт заправляется биогазом (метаном), что способствует уменьшению выбросов двуокиси углерода. Городские власти побуждают переходить на экологические виды топлива и жителей – с автомобилей, работающих на биотопливе, не собирается экологический налог за въезд в центр Стокгольма.

Однако транспорт, очистка воды и производство биогаза – только часть большого экологического проекта, который с середины 1990−х годов реализуется в Хаммарбю Шьёстад. Профессор Шведского института изучения проблем окружающей среды Ханс Люндберг считает, что ключ к успеху экологических проектов – комплексное планирование. И это воплощено в модели Хаммарбю, которую совместно разработали энергетическая компания Fortum, муниципальное предприятие Stockholm Vatten (аналог российских «Водоканалов») и компания, занимающаяся переработкой отходов, – Renhallningsforvaltningen. Коротко модель Хаммарбю может быть охарактеризована как использование воды и мусора в качестве источников возобновляемой энергии, поскольку значительная часть тепла и электричества вырабатывается из источников, которые производят сами домашние хозяйства.

Город Солнца на свалке

Самое интересное в истории создания экологического Города Солнца – то, что этот район был одним из самых грязных и запущенных мест Стокгольма. Сто лет назад в Хаммарбю Шьёстад были замечательные места для прогулок жителей шведской столицы, но в начале 20−х годов прошлого века сюда пришли мелкие предприятия, в основном автомастерские. По соседству с ними стали расти автомобильные свалки, которые накапливали промышленный мусор в течение многих лет. Среда благоприятствовала тому, что здесь собирались преступники и селились местные сквоттеры, мечтавшие превратить этот район Стокгольма в аналог копенгагенской Христиании. Самый грязный район столицы стал образцовым экологическим поселением, когда городские власти пожелали сделать Стокгольм столицей летней Олимпиады 2004 года: там, где сейчас находится Хаммарбю Шьёстад, планировалось построить олимпийскую деревню.

Шведская столица хотела показать всему миру самые передовые экологические технологии, надеясь превзойти Сидней – столицу летней Олимпиады 2000 года. Однако олимпийский факел в 2004 году зажегся в Афинах, а Стокгольм стал центром обучения экологов, строителей и чиновников со всего мира. Реновация земель под застройку потребовала вывоза примерно 500 тыс. тонн грунта. Среди прочего было убрано 130 тонн мазута, 60 тонн свинца и 90 тонн цинка. Местные водоемы были так загрязнены, что в районе не было мест, разрешенных для купания. «Несмотря на то что данный ареал сохранял идиллический вид, дно каналов было настолько грязным, что его удалось очистить с большим трудом. Здесь, к примеру, было найдено несколько скоплений ртути размерами с футбольный мяч», – рассказывает сотрудник Информационного экологического центра Хаммарбю Эйра Шьёберг. «Создать здесь поселение было чисто политическим решением», – добавляет Шьёберг.

Экономь больше – плати дороже

Общая стоимость проекта составляет 20 млрд шведских крон (примерно 2 млрд евро). 30% средств в строительство инвестировала городская администрация, а оставшиеся средства привлекли частные подрядчики. В 2012 году, когда строительные работы завершатся, в Хаммарбю Шьёстад будут проживать 20 тыс. жителей в 9 тыс. квартир, здесь же будет создано 10 тыс. новых рабочих мест. В районе строго соблюдается высотный регламент: подавляющее большинство домов – пятиэтажки. Планировалось, что в районе будут жить люди среднего возраста с высокими доходами. Но эта группа отнюдь не доминирует: большая часть сегодняшних 6 тыс. обитателей Хаммарбю – молодые семьи с детьми. Первоначальные цены на здешние жилища были сравнительно высокими, сейчас двухкомнатная квартира размером 50 кв. м стоит примерно 250 тыс. евро, квартирная плата составляет около 550 евро в месяц, еще 130 евро в месяц приходится платить за место в гараже. При этом Хаммарбю очень бурно развивается и находится вблизи моря, что будет явно способствовать росту цен. В некоторых районах Стокгольма аналогичные квартиры стоят порядка 700 тыс. евро, а месячная аренда доходит до 800 евро.

Интересен и другой факт: несмотря на то что в строительном проекте были аккумулированы самые передовые энергосберегающие и природоохранные технологии, стоимость самих работ превышает средние показатели всего на 4−5%. Об этом корреспонденту «Эксперта С-З» рассказала Эйра Шьёберг. Однако некоторые эксперты ставят под сомнение такие расчеты. «Издержки подобных проектов все еще чересчур велики для того, чтобы они были рентабельными для частной экономики», – утверждает руководитель норвежской организации Enoek-senteret Харальд Лиллебё.

«Оборудование для выработки энергии из отходов жизнедеятельности пока остается дорогим. Но последние десять лет мы видим, что энергосбережение стало обходиться дешевле, а рентабельность производства энергии из возобновляемых источников и лучшая изоляция являются хорошим решением в условиях мирового роста цен на энергоносители. Да и сами технологии становятся дешевле», – полагает Лиллебё. Эколог Хокон Линдал из организации Groenn Hverdag считает, что необходимость продвигать энергосберегающие технологии приведет к снижению цен на них: «Потребность в энергии и сохранении климата – все более серьезная проблема. Поэтому технологии станут доступнее, а значит, и дешевле».

Средоточие добра

При строительстве Хаммарбю Шьёстад провозглашались две главные цели: энергопотребление должно быть снижено в четыре раза, а выбросы двуокиси углерода сокращены наполовину. Достигнутые результаты пока скромнее: жители района снизили потребление энергии лишь в два раза, а эмиссия двуокиси углерода уменьшилась на 30%. Тем не менее это весьма важный результат, поскольку домашние хозяйства производят около 40% выбросов углекислого газа. Отличия нового района от типовых застроек довольно велики, но самыми главными особенностями являются следующие.

Во-первых, приоритет общественного транспорта. Местные власти поощряют жителей пользоваться трамваями и автобусами, кроме того, есть возможность бесплатной доставки до центра на пароме. К 2012 году 80% поездок будет совершаться на общественном транспорте или велосипедах, автомобилям, работающим на биотопливе, достанется всего 15% транспортных коммуникаций.

Во-вторых, для производства тепла и электричества используются только возобновляемые источники – энергия сточных вод, сжигание мусора, солнечные панели, расположенные на крышах и стенах домов. Системы отопления, основанные на солнечных батареях, обеспечивают выработку половины энергии, необходимой для горячего водоснабжения жилищ, 35% поступает от избыточного тепла, вырабатываемого системами очистки сточных вод, остальное производится из биотоплива. Сжигание мусора обеспечивает половину энергии, требуемой для центрального отопления домов.

Дождевая вода также подвергается глубокой очистке: перед тем как попасть в море, она скапливается в специальном резервуаре с фильтрами. Кроме того, на крышах домов высажена трава для дополнительной очистки дождевых вод. А твердые осадки, содержащиеся в дождевой воде, в свою очередь, способствуют росту травяного покрова. Кроме того, чтобы снизить потребление воды, в нее добавляется больше воздуха. Квартиры оснащаются энергосберегающими системами освещения, а также кухонной техникой, которая потребляет меньше энергии и воды.

Весь мусор перерабатывается, а система селекции и сбора понятна и проста для жителей.

Мусор взатяжку

В Хаммарбю все автобусы заправляются биогазом
В Хаммарбю все автобусы заправляются биогазом

 

Мусор в Хаммарбю отправляется на переработку со скоростью свыше 60 км/ч по стальным вакуумным трубопроводам, расположенным под землей. Такое решение позволило резко уменьшить число грузовиков, собирающих мусор из помойных баков. В результате выхлопы от мусоровозов сократились на 60%. Жители сортируют и помещают образовавшийся мусор в соответствующие шахты для стекла, бумаги, пищевых отходов и опасных предметов (таких, как использованные элементы питания).

Мусор накапливается в промежуточных отстойниках, которые расположены в отдалении от жилищ. Оттуда он поступает либо в переносные контейнеры, либо в большие хранилища, и лишь затем его забирают грузовики. Диаметр трубопроводов варьируется от 324 до 500 мм; во всем районе используются всего три специальных «пылесоса» мощностью 75 Вт каждый. Как рассказал корреспонденту «Эксперта С-З» президент компании Envac Centralsug Кристер Эйдемарк, мусор может перемещаться по трубопроводам на расстояние до 2 км. При этом во время эксплуатации трубопроводы не требуют ни очистки, ни мытья, ни каких-либо иных специальных мер.

Envac Centralsug поставляет свою продукцию на экспорт во многие страны. Так, в испанской Барселоне подобная система обслуживает жилища, в которых расположены 36 тыс. квартир. Аналогичную систему заказали в соседней Дании – она установлена в самом центре Копенгагена, знаменитом туристическом районе Нюхавн. Как рассказал Эйдемарк, подобное оборудование уже работает и в Москве. Он утверждает, что в Хаммарбю система, основанная на «мусорном пылесосе», окупится в течение семи лет. По прошествии этого времени система будет значительно менее затратной, чем традиционные способы вывоза мусора.

Сегодня весь мусор, который производится в Хаммарбю Шьёстад, стал сырьем для ТЭЦ «Хёгдален», оператором которой является компания Fortum. Возможно, в будущем часть пищевых отходов также будет использоваться для производства биогаза, но пока этот вопрос находится в стадии обсуждения.

Далее – везде?

Несмотря на то что Швеция достигла значительных успехов во внедрении природоохранных технологий, среди экспертного сообщества страны, как нам показалось, преобладает пессимизм относительно будущих последствий глобального потепления. Шведы вполне осознают, что проблему нужно решать всем миром, а не создавать локальные очаги благополучия, не защищенные от рисков всеобщих катастроф.

Кроме того, скандинавы обоснованно рассчитывают на то, что смогут поставлять передовые технологии во многие страны мира, зарабатывая на этом большие деньги. Особые надежды они связывают с Китаем, экономика которого является самой быстрорастущей в мире, а экологические проблемы угрожают всей цивилизации. Специалисты Информационного экологического центра Хаммарбю особо отметили, что среди высокопоставленных гостей района был министр строительства Китая Ванг Гуантао.

Представляется, что шведские технологии могут заинтересовать и российских подрядчиков, например строителей олимпийских объектов в Сочи. Однако без государственного участия такие программы осуществить не удастся. «Власти должны понимать, что энергосбережение, климат и производство энергии – единая проблема. С помощью дотаций можно добиться значительно большего распространения передовых технологий, чем это имеет место сегодня», – считает эколог Хокон Линдал.

Санкт-Петербург – Стокгольм


Возврат к списку